Людмила Ширяева
Николай Сергеевич Моргун родился 9 ноября 1944 года в Симферополе. После окончания в 1964 году Крымского художественного училища продолжил свое образование в Киевском государственном художественном институте. Его учителями были народный художник СССР В.Г.Пузырьков, народный художник УССР А.И.Пламенецкий и другие известные художники. Молодой специалист приехал в Крым, где начал в 1973 году преподавательскую деятельность в художественном училище. С 1978 года он член Союза художников СССР. Все эти годы он успешно сочетает преподавание с творчеством. Участник многих международных и республиканских выставок, его работы приобретены коллекционерами разных стран. Николай Моргун – лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым 2000 года, заслуженный деятель искусств АРК, заместитель председателя Крымской организации Национального союза художников Украины по творчеству.
Личность и творчество этого художника привлекают основательностью и постоянством вкусов и пристрастий. Выбрав для себя наиболее близкие культурные и духовные ценности, он остается верен им и не бросается вслед моде, не мечется в потоке современных новаций. Русская реалистическая школа и русский импрессионизм, творчество В.Сурикова, В. Серова, К.Коровина являются основой его интересов и во многом определяют его собственное мировосприятие и художественную манеру.
В природе художник находит импульс творчества, в ней он черпает настроение, она помогает найти нужную живописную форму. Более всего его привлекают жанры, тесно связанные с натурой – пейзаж и натюрморт. Его можно назвать живописцем настроения, состояния. Работая на пленэре, он всегда долго ищет, долго выбирает мотив, и этот мотив точно соответствует его внутреннему состоянию. Натурные этюды притягательны своей эмоциональностью, своей образностью. Их отличает сделанность, своеобразная «картинность». В морских этюдах, казалось бы, изображается один и тот же мотив, один сюжет – берег моря, но какие они разные по состоянию, по настроению! Этюд «Рассвет», написанный в холодной серебристо-серой гамме, передает ощущение предутреннего холода, сложной игры света и тени в рассветный час. «Утро на море» — полно света, воздуха, тепла, утренней чистоты и свежести, и цветовая палитра теплая, светлая. В морских этюдах нигде не повторяется цвет воды, он везде совершенно разный.
В пейзажной живописи художника хочется выделить тему среднерусской природы. Российские мотивы близки его сердцу своей неброскостью, скромностью и, вместе с тем, особой душевностью, глубиной. В этюде «Боголюбово» переданы мощь и величие белокаменных соборов на высоком берегу, а в суздальских этюдах звучат легкость, узорочье архитектурных форм, органично вписанных в окружающий мир. Знаменитый собор Покрова на Нерли в его этюде «Дорога к храму» воспринимается как легкий призрак или мираж в серо-розовом туманном мареве.
Художник любит в природе переходное время, особенно момент ранней весны, еще не совсем победившей зиму. Пейзаж «Весенние сумерки» очень точно выражает это состояние. «Хмурый день», в котором разлив весенних вод, затопивших землю, деревья до самого горизонта, дает ощущение необыкновенного простора, раздолья. Сдержанная цветовая гамма в серо-зеленоватых тонах подчеркивает холодноватость, некоторую неуютность ранней весны и предчувствие бурного пробуждения.
Свет в пейзажах Н.Моргуна мягкий, рассеянный, окутывающий все формы и предметы и дающий удивительную естественность и гармоничность всему, что он изображает. Николай Сергеевич – тонкий созерцатель, ему всегда ближе спокойное равновесие и красота, нежели разгул стихий и страстей. И эта присущая художнику внутренняя гармония адекватно воплощена в гармонии формы и цвета его живописи. В картине «Теплый вечер. Околица» все предметы словно нежатся в теплых лучах заходящего солнца, сами излучают этот мягкий вечерний свет. Благодаря самым разнообразным нюансам коричневатых, розоватых оттенков возникает чувство уютного бытия на приветливой земле. Это состояние природы, ее покой передаются зрителю.
Крымские пейзажи ярче, декоративнее. «Цветущий Симеиз» представляет собой панораму горного Крыма, в котором пространство плотно заполнено разнообразными предметными изображениями. Горы холмы и скалы, домики, цветущие деревья сплетаются в единый образ цветущей земли. Совмещение в композиции точек зрения сверху и снизу позволяет увидеть все издали в целом и одновременно рассмотреть детали. Контрасты цветовых пятен, яркая, насыщенная цветовая палитра очень точно передают пестроту весеннего цветения, аромат и особенности южной весны. Но и здесь нет открытого солнечного света, хотя им насыщено в пейзаже все.
Натюрморты Н.Моргуна эффектны, декоративны и очень добротны. Они точно передают форму предметов, их пластику, особенности – и одновременно есть в них свой шарм, артистичность.
Любимые цветы художника – розы, особенно те, что выращены им самим. Он пишет, как правило, букеты, и порой большие, дополняя натюрморт предметами, вносящими свой акцент в образное и декоративное решение. В натюрморте «Красные розы» плотный компактный букет красных цветов в глубине холста сопоставлен с розами, свободно стоящими в вазе на первом плане. Блики света на цветах, хрустале и фарфоре ваз, на бархате скатерти создают причудливую игру, особое мерцание, вибрацию и живость. Цветы в картине «Розы» очень разные: крупные, массивные, на длинных крепких стеблях; изящные, легкие, с тонкими изогнутыми ножками; распустившиеся и в бутоне, белые, розовые, красные. У каждого цветка свой характер и настроение. И это необыкновенное разнообразие и богатство форм, линий, цвета выявлено и передано темпераментно, любовно и эффектно.
Особо хочется выделить натюрморт с ветками сирени, которую художник стал писать в последние годы, почувствовав в этих цветах душевность и теплоту. «Сирень» написана очень широко, свободно. По первому впечатлению она воспринимается как пышный куст живых цветов. В картине «Сирень на синей скатерти» непосредственное впечатление сочетается со строгим отбором и продуманностью. Композиция строго выверена, упорядочена. В основе ее лежит круг, и эта форма в разных вариациях повторяется в деталях (чайник, кувшин), в общем абрисе букета. Это придает работе удивительную стройность. Художник точно передал объемность, архитектонику пушистых, легких гроздьев сирени, прозрачность матового стекла, твердую гладь фарфора, всю натурную палитру цвета – от белого до густого сиренево-бордового. Совершенство природы облечено в достойную художественную форму.
Главным формообразующим средством живописи Моргуна служит цвет. Им он лепит форму, строит композицию, передает эмоции, наполняя светом картину, создавая своеобразный декор. Николай Сергеевич всегда очень точно находит большую тональность и на ее основе использует либо контрасты, либо нюансы цвета, либо гармонично соединяет все в одном полотне.
Информационный дайджест «Москва и соотечественники» №7, 2003 г., с.130-133.