Поэзия берёз и куполов
Самым русским из крымских художников коллеги называют заслуженного художника Украины, заслуженного деятеля искусств РК, лауреата премии Крыма Николая Моргуна.
Самым русским – в продолжение традиций отечественной классической школы с привнесением своего индивидуального подхода к передаче на полотне крымской натуры.
Отличительная особенность известного далеко за пределами Крыма живописца – в неповторимой интонации, которая присуща каждой работе Николая Сергеевича, будь то портрет, натюрморт или пейзаж. В этой интонации его отношение к миру, к событиям, к художественному факту, к людям. Он работает не просто вдохновенно – в высшей степени профессионально, достигая совершенства и в большом полотне, и в небольшом по размеру. Каждое – значительное. Даже выполненный на пленэре этюд представляет собой законченную картину с точно, мастерски расставленными акцентами. В пейзажах, выполненных на пленэре, чутко схваченное состояние природы соединяется с его собственным настроением, рождая образ, который трогает душу. Стоя перед полотнами мастера, испытываешь то лёгкую грусть, то трогательное просветление, тревога сменяется радостью. Пейзажи Николая Моргуна наполнены поэзией берёз и куполов. Выписанная его кистью дорога ведёт непременно к храму, а не от него. А сам храм в воздушной дымке не подавляет своей величественностью, он доступен, открыт каждому. У таких картин Николая Моргуна отчётливо ощущаешь, что жизнь нельзя превращать в быт из бытия. Ног от земли не оторвёшь, но нельзя упираться в неё глазами, их надо устремлять к небесам. У его полотен рождаются мысли, способные приблизить нас к горнему.
Натюрморты Моргуна не просто эффектны и декоративны, они точно передают форму предметов, пластику. Ему одному известными приёмами он наделяет каждую картину особым шармом. Одного штриха достаточно, чтобы известный цветок стал чем-то таинственным, загадочным, одушевлённым, запашистым.
Его любимые розы на полотне – это не просто цветы. Это образ природы, чистоты, нежности. Широчайшая гамма красок, блики света создают причудливую игру, наделяют каждый цветок характером, темпераментом. В них душевность и теплота, которые с холста льются на зрителей, окутывают их позитивом, в котором мы все так нуждаемся.
Строгая выверенность композиции не создаёт впечатления нарочитости, излишней упорядоченности. Мастер умеет небольшой деталью придать лёгкую артистичную небрежность, которая воспринимается как некий аристократизм, ставший его визитной карточкой. Тот самый случай, когда созданная рукой человека художественная форма не просто соответствует совершенству природы, а подчёркивает её. С лёгкостью и ненавязчивостью. Вокруг его полотен не видишь стен, они словно повисли в невесомости, сами по себе, самодостаточные и независимые, но не прячущие от чужих глаз того, что таят. А таят они сокровенные мысли и чувства автора. В настоящих произведениях по-другому не бывает.
И относится это ко всем жанрам изобразительного искусства, которыми в совершенстве овладел признанный живописец Николай Моргун. И каждая его работа наполнена эмоциями, которые передаются зрителям, улавливающим чувственность каждого введённого им в придуманное действие «лица».
Особняком стоят портреты. Графические и живописные –
они выполнены проникновением в сущность того, кто на них запечатлён. Портреты близких ему людей – это шедевры, подкупающие простотой и изяществом, утончённой глубокой образностью. В портрете матери не только простота и достоинство конкретного человека, но и обобщённые черты целого поколения, на долю которого выпали испытания войной, тревога за судьбы детей, растущих в голоде и холоде. Рука так и тянется разгладить морщины, передать своё тепло холсту, кажущемуся живым. Впрочем, почему кажущемуся? Оно таким и становится в руках художника, умеющего с ним разговаривать, наполнять его своими мыслями и чувствами.
– Редко кто работает мощно, без проходных вариантов, как Николай Моргун, – считает известный крымский художник по металлу Сергей Капитонов. – Он работает от души и для души. Поэтому каждая картина ложится на душу и запоминается, как явление в искусстве.
– Живописец, прекрасный рисовальщик, Николай Моргун уже сказал своё слово в искусстве и продолжает находить всё новые и новые подходы, обогащающие крымскую изобразительную школу, – отмечает старейших педагог училища имени Николая Самокиша живописец Валентин Иванович Григорьев. – Природа его наградила недюжинным талантом, чувством цвета. Это Божий дар. Такого удивительного серебристого цвета нет, пожалуй, ни у кого из нас.
Его живопись сложная, с глубоким цветом, с точным колористическим решением, чёткой компоновкой. В каждой работе переданы волнения, переживания автора.
Получив хорошую профессиональную школу в Киевском художественном институте, Николай Моргун двадцать восемь лет отдал преподавательской деятельности. Его бывшие ученики стали известными живописцами, графиками, окончили престижные российские и украинские вузы.
Николай Моргун был председателем Крымской организации Национального Союза художников Украины, теперь он – председатель Крымского отделения Союза художников России. Человек – уважаемый коллегами, независимо от их национальности и политической принадлежности. Человек – уважающий других за честность и принципиальность. За позицию в жизни и в искусстве.
Молодёжь тянется к нему не только за профессиональными наставлениями, но и за житейской мудростью. Для таких как он людей немногословных, предпочитающих дело слову, есть короткое ёмкое определение – личность. Уже проявившая себя сполна, но не исчерпавшая.